Пожалуй, у каждой кампании есть свои печальные истории про клиентов, которые дебоширили, оскорбляли персонал, не расплатились и т.д. Единственным способом обезопасить себя в будущем становятся так называемые «черные списки».
«Черный список» означает список потенциальных клиентов, относительно которых заведомо известно, что с ними договор заключаться не будет. На законодательном уровне определения «чёрному списку» нет, но в Гражданском кодексе указано следующее: лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, должно заключить публичный договор по характеру своей деятельности с каждым, кто к нему обратится. К публичному договору относятся розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и тому подобное. Согласно части 3 статьи 426 Гражданского кодекса, отказ от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю товары и услуги не допускается.
Таким образом, отказывая потенциальному клиенту при наличии услуги как таковой, мы нарушаем закон, который стоит на защите интересов потребителя. Я знаю компании, которые проиграли суды в нескольких инстанциях (на очень крупные суммы) именно из-за того, что отказали клиентам из «черного списка». Единственная причина, по которой такому клиенту можно отказать, это «нет мест», «все занято» и т.д. Но не все так просто. Неудачный опыт упомянутых выше компаний показывает, что некоторые товарищи из «черного списка» могут быть очень изобретательны – они бронируют на другую фамилию, или сначала интересуются наличием мест в принципе, а сотрудник узнает его имя только на этапе заключения договора…
Поэтому, вводя «черные списки» в своей компании, будьте осторожны. Давая инструкции персоналу, как отказать нежелательному клиенту, обсудите вариант, что вы будете делать, если он все же прошел через ваши заградительные барьеры. В сложных случаях лучше сразу, не затягивая, проконсультироваться с юристами, потому что закон в данном случае не на вашей стороне.
Удачи вам и только позитивных клиентов!