Контактный телефон
+7 3452 58 82 38

Эмоциональное лидерство руководителя. Часть I

 

 Эмоциональное лидерство руководителя. Часть 1 

Руководитель и лидер – это не одно и то же. Руководитель опирается на формально данную власть, за лидером люди идут сами. Сегодня обладать лидерскими качествами для руководителя любого уровня - это уже не дополнительная опция, это жизненная необходимость. Скорость изменений увеличивается такими сумасшедшими темпами, что компании просто вынуждены становиться более гибкими и менее иерархичными. Удовлетворять потребности клиентов становится все сложнее. За последние 19 лет уже две Нобелевские премии были присуждены за труды по «поведенческой экономике», которые доказали, что клиенты выбирают не столько умом, сколько сердцем. Им надо «нечто большее», и мы должны им это дать. Но сделать это могут только наши сотрудники, а они тоже уже не те - они не хотят быть простыми винтиками в системе, и с легкостью покидают компанию, если им «не интересно».

Именно поэтому эффективный руководитель сегодня просто обязан обладать навыками эмоционального лидерства, то есть способностью объединять, вдохновлять и вести людей за собой.

Какие это навыки? Давайте разберемся.

Эмоциональное лидерство опирается на развитый эмоциональный интеллект. Многочисленные исследования показали, что чем выше по ступенькам карьеры поднимается человек, тем все большую значимость для его успешности приобретают навыки, связанные не с логическим, а с эмоциональным интеллектом. Конечно, специальные и профессиональные компетенции важны, это бесспорно, но на уровне руководителя они определяют успех лишь на 20%, а 4/5 успеха зависят от навыков, о которых мы поговорим дальше.

Согласно теории эмоционального интеллекта, эти навыки можно объединить в 4 группы.

1 группа навыков называется «Самосознание»

Настоящий лидер всегда находит время и возможность остановиться и разобраться в себе, в причине своих эмоциональных состояний. Он ясно осознает свои ценности и следует им при принятии любого решения.

У него адекватная самооценка: он знает свои сильные стороны, при этом без «шапкозакидательства», понимая предел своих возможностей. Это позволяет ему быть уверенным в себе и всегда сохранять чувство собственного достоинства. Кроме того, умение прислушиваться к своим эмоциям -  залог развитой интуиции, важнейшего качества лидера.

2 группа. «Самоконтроль»

Импульсивный, гневливый или регулярно впадающий в уныние руководитель никогда не станет настоящим лидером. Умение управлять неконструктивными эмоциями – один из главнейших навыков.

С другой стороны, лидеру необходимо уметь поддерживать в себе оптимизм, энергию и энтузиазм, чтобы суметь и других настроить на позитивный лад.

3 группа. «Социальная чуткость»

Здесь мы говорим об эмпатии, то есть способности понимать чувства других людей и проявлять чуткость к их переживаниям и проблемам. Причем это касается не только сотрудников, речь также и о клиентах, партнерах, обществе, то есть обо всех людях, с кем взаимодействует руководитель. Эмоции – это грандиозный источник информации! Обладающий социальной чуткостью лидер способен объективно воспринимать и оценивать ситуацию, а значит, адекватно на нее реагировать.

4 группа. «Управление взаимоотношениями с другими людьми»

Самая широкая группа навыков, и понятно почему, ведь лидер – это строитель отношений, его эмоции обладают заразительной силой. Главное здесь:

  • умение воодушевлять, рисуя образ привлекательной картины будущего,
  • навыки коммуникаций и убеждения,
  • способность разрешать конфликты,
  • умение развивать людей, давая им обратную связь и помогая меняться в лучшую сторону.

Конечно, ни один человек не может обладать всеми перечисленными навыками на 100%. Однако развив даже часть из них (а их можно развивать), руководитель способен значительно усилить свой лидерский потенциал. О том, как применять все эти навыки, используя разные стили управления, мы поговорим во второй части этого видео.