В первой части мы говорили о том, какие навыки эмоционального интеллекта позволяют руководителю стать настоящим лидером для своей команды. Сейчас давайте разберем, как эмоциональное лидерство проявляется через стили управления.
Классификацию стилей управления, основанную на использовании различных навыков эмоционального интеллекта, предложил Дэниэл Гоулман с группой ученых-психологов. Они провели широкомасштабное исследование, в ходе которого проанализировали деятельность руководителей почти 4000 компаний. В результате было выделено 6 стилей управления, которые использовали эти руководители. Четыре стиля Гоулман назвал резонансными, то есть благотворно влияющими на культуру компании и экономическую эффективность, и два – диссонансными, то есть оказывающими скорее негативное воздействие. Причем это вовсе не означает, что одни стили хорошие, а другие нет. У каждого из них есть как свои плюсы, так и ограничения. Даже диссонансные стили будут полезны, если их использовать в ограниченном количестве, в нужное время и в нужном месте. Суть теории Гоулмана в том, что лидер с развитым эмоциональным интеллектом тонко чувствует, какой стиль и когда следует применить. Он сравнивает арсенал стилей с набором клюшек для гольфа, а руководителя – с опытным игроком, знающим, когда и какую клюшку достать.
Начнем с диссонансных стилей.
Самым неэффективным был признан авторитарный или директивный стиль, когда главным лозунгом руководителя становится: «Делай, как я сказал», без объяснения причин. В большинстве случаев этот стиль самым негативным образом влиял на культуру компаний и приводил к потере мотивации и угнетенному состоянию сотрудников. Однако авторитарный стиль вполне оправдан в кризисных и чрезвычайных ситуациях, когда решения руководителя должны исполняться без рассуждений.
Второй диссонансный стиль, который оказывает скорее негативное влияние на успешность компании, - амбициозный или эталонный. Такой руководитель одержим идеей достижения превосходных результатов и требует от всех быть похожими на него. Надо признать, что этот стиль способен обеспечить прорыв, но его можно применять только для руководства высокопрофессиональными и целеустремленными сотрудниками. Да и то, в долгосрочной перспективе эта бешенная гонка может привести к выгоранию и сотрудников, и самого лидера. Таким образом, амбициозный стиль допустимо применять, но осторожно или в сочетании с другими стилями.
Теперь о резонансных стилях. Начнем снизу вверх от меньшей эффективности к большей.
Отеческий или товарищеский стиль. Лидер, использующий этот стиль, заботится, чтобы сотрудники были счастливы, в коллективе царила гармония. Благополучная эмоциональная атмосфера для него важнее, чем достижение целей и выполнение стандартов. Конечно, польза заботы о сотрудниках очевидна, но чтобы компания не превратилась в тусовку, отеческий стиль не должен стать единственным в арсенале лидера.
Следующий по эффективности резонансный стиль – демократический. При грамотном применении он помогает в поиске свежих идей, повышает вовлеченность сотрудников. Но в нем тоже скрывается опасность – злоупотребление демократическим стилем может обернуться нескончаемыми и безрезультатными совещаниями, и в кризисных ситуациях он, конечно, тоже неуместен.
Один из самых позитивных для компании стилей управления – развивающий. Использующий этот стиль руководитель помогает сотрудникам расти не только профессионально, но и в личностном плане. Его главный навык - умение дать грамотную обратную связь. Понятно, что этот стиль подойдет тем руководителям, кто имеет авторитет у своих сотрудников, да и сами сотрудники должны быть мотивированы на развитие.
Самое большое позитивное влияние на организацию, по мнению исследователей, оказывает вдохновляющий стиль. Его суть в том, что лидер четко доносит до сотрудников цели и ценности компании, вдохновляет пониманием смысла и нужности работы каждого. Формулируя задачи, связанные с общей стратегической целью, он задает высокую планку. В результате сотрудники знают, к чему им стремиться, готовы проявлять инициативу, преданны компании. Вдохновляющий стиль эффективен почти всегда, особенно в периоды «неустойчивости». Не подходит он, пожалуй, только для управления командой специалистов, превосходящих начальника в квалификации.
Таким образом, в арсенале руководителя есть 6 разных стилей управления. Руководитель-лидер, обладающий развитыми навыками эмоционального интеллекта, грамотно оперирует ими, достигая максимального результата.
А какой стиль управления приоритетный у вас? Насколько богат ваш арсенал лидерских стилей?