Как находить идеи для улучшения сервиса
Поиск свежих идей часто воспринимается как нечто спонтанное, требующее вдохновения. Но вдохновение – дело такое, можно и не дождаться:)
Между тем, существует вполне доступная технология разработки идей, которая позволит не зависеть от настроения, а сделать процесс улучшений системным. Именно системность – главное условие работы над совершенствованием сервиса.
Эта технология называется Customer Journey Map или Путь клиента. Она состоит из следующих этапов:
- Весь процесс оказания услуги (причем начинается он раньше обращения в компанию, а заканчивается позже прощания с клиентом) разбиваем на последовательные шаги.
- Для лучшего понимания эмоций и чувств клиента, его глубинных потребностей создаем так называемую «Персону» - максимально детализированную историю конкретного (пусть и вымышленного) человека со своими чаяниями, страхами, мыслями и надеждами.
- Анализируем поведение и эмоции человека на всем пути, который он проходит при взаимодействии с нами.
- Разбираем все точки контакта и каналы коммуникации с нами, анализируем проблемные моменты, в которых мы проседаем, создавая негативный опыт клиента.
- Вот тут включаем креатив и набрасываем идеи, как сделать проблемные точки не просто «нормальными», а оставляющими приятные впечатления у клиента.
- Проводим анализ идей на реализуемость и экономическую эффективность (да, всегда помним, что сервис должен быть прибыльным!).
- Тестируем идеи, при необходимости дорабатываем, и… внедряем.
Технология Customer Journey Map (Путь клиента) позволяет достаточно быстро достичь видимых изменений, что является огромным мотивирующим фактором как для руководства, так и для сотрудников. В процессе работы люди из разных отделов сплачиваются, начинают лучше понимать друг друга. А еще это прекрасный инструмент, чтобы «расшевелить» сотрудников, «зажечь искру» в опытных, но погрязших в рутине специалистах, дав им возможность проявить свою экспертность в новых для себя задачах.