Достаточно часто продавцы используют в своей речи профессиональный жаргон, не понимая, что тем самым могут поставить покупателя в неловкое положение. Хуже всего, если в этой ситуации продавец усугубляет ситуацию, когда мимикой, взглядом, интонацией дает человеку почувствовать свою некомпетентентность. Негативные эмоции, которые в этот момент испытывает покупатель, точно не помогают продаже. А хочется, чтобы покупка приносила радость не только от самого факта приобретения чего-то нового, а также от приятного общения с продавцом, который тебе действительно помог разобраться и сделать правильный выбор.
Пример из жизни
Моя свекровь увлекается шитьем. Однажды мы прогуливались вместе по улице. Проходя мимо магазина тканей, она решила показать мне «чудесный» вариант, из которой получится «превосходный» комплект постельного белья. Заходим в магазин, и я прошу продавца показать образец поближе. В ответ на вполне понятную просьбу та делает недоуменное лицо и голосом, полным удивления и превосходства, выразительно сообщает: «Это - купон!!!». Пауза…. Моя первая реакция: «Что?». В ответ слышу следующее: «Я же говорю вам, это – КУПОН!!!». Понимая, что я могу не все знать о секретах шитья, перевожу взгляд на опытного в этом деле человека – на свекровь. У нее в глазах тоже немой вопрос. Мозг начинает судорожно искать ассоциации со словом «купон», рождает надежду на скидки, акции… Беру себя в руки и пытаюсь съязвить: «А можно для не особо искушенных – что означает это загадочное слово «купон»?». Продавщица оценивающим взглядом посмотрела на меня сверху вниз и, наконец, осознала, что придется дать объяснения. Все оказалось просто – ткань с рисунком, и поэтому продается только отрезами определенной длины. Несмотря на то, что рисунок был действительно хорош и цена подходящая, ткань мы в итоге не купили. Почему-то возникло желание «подумать» еще… Наверное, настроение для покупки было не то…