Недавно у меня состоялся очередной разговор на эту тему. Мой собеседник выразил достаточно популярную точку зрения: «Скрипты только сковывают свободу сотрудника и отучают его мыслить. Кроме того, клиент прекрасно чувствует, когда сотрудник говорит по скрипту. Гораздо лучше, когда сотрудник общается с клиентом по-человечески, от души».
Полностью соглашусь – от души, безусловно, лучше! И заготовки, возможно, не нужны, если сотрудник опытный, и в голове у него целый арсенал годами отшлифованных вопросов, которые следует задавать клиенту, грамотных презентаций описания услуг, агрументов ответов на возражения и жалобы и т.д. Только на все ли 100% ваш штат укомплектован такими «идеальными» сотрудниками? И всегда ли вы полностью согласны с теми формулировками, которые они доносят клиенту?
По своему опыту скажу, что даже первому руководителю часто бывает сложно емко, в одном-двух предложениях, описать суть премуществ своей услуги для клиента. Что уже говорить о рядовом сотруднике, особенно о новичке. Да, через пару лет он может стать тем самым «зубром», вот только сколько воды (читай: «денег») утечет за это время…
«Душевное общение с клиентом» - звучит, конечно, привлекательно. Вот только в «душевность» сотрудники подчас вкладывают исключительно свое понимание вопроса и «от всей души» рассказывают клиенту всю подноготную вашего бизнеса. Или «от души» проявляют свое возмущение в ответ на конфликтную ситуацию. ..
Ели вам нужен результат, то есть лояльность клиентов и продажи, может, все-таки лучше работать технологично и управляемо? Речевые клише (или скрипты) в этом, однозначно, помогают. Правда, при соблюдении нескольких условий:
Как и любой инструмент, скрипты хороши, если ими правильно пользоваться. Искреннее отношение к клиентам плюс технологии – формула, которую с успехом используют лучшие клиенториентированные компании.